JUPPITER OPTIMUS MAXIMUS http://olymp.maxbb.ru/ |
|
Древние боги славян (М., "Вече", 2011, 2014, 2016) http://olymp.maxbb.ru/topic644.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Иггельд [ 16-02, 00:17 ] |
Заголовок сообщения: | Древние боги славян (М., "Вече", 2011, 2014, 2016) |
Итак, наконец-то я держу в руках очередную свою книгу с абсолютно чуждым названием (авторское наименивание рукописи "Славянский пантеон в свете сравнительной мифологии") . Претензий - по оформлению - много. Текст, хвала богам, изменён только к лучшему! Картинки, те немногие, из поданных в издательство, расставлены по тексту книги невпопад. Обложка с невнятными аннотациями. Прозвище некой богини весны Порваты вынесено на первое место. Вместе с тем стоит отметить хороший уровень корректуры и редакции текста. Спецсимволы вдумчивым редактором сохранены в неизменности. Немного неудобная по размещению нумерация страниц, но это вопросы к общему оформлению серии. Нет, право же, я считаю самодовольно, что ещё не выходило на русском языке более полного научно-популярного обзора по славянскому пантеону! И как 600 000 знаов редактор сумел уместить на 320-ти страницах - воистину, загадка! Мли поздравления издательству "Вече"! Книга только поступила в магазины Москвы, в интернетовских она гораздо дешевле. От авторов Эта книга посвящена исследованию — и в некоторой степени реконструкции — славянского язычества, как совокупности представлений славян о мире и Вселенной, обусловленных и обуславливаемых их укладом, навыкам и образом жизни в целом. Мы убеждены, что заложенные на заре истории славян как отдельного этноса или группы этносов особенности мировосприятия продолжают в той или иной степени оставаться актуальными и сегодня, обретая новые формы и способы проявления (что свойственно и всем прочим народам). Понимание архаичных пластов традиционной культуры только и позволяет осмыслить её всю, во всей полноте и разнообразии, проследить отчасти пути взаимодействия народов и то, как всё это находит проявление в различных формах нематериального культурного наследия. Помимо фольклорного материала мы широко используем разнообразные данные из области истории и сравнительно-исторической мифологии народов индоевропейской культурно-языковой общности. Отдельное внимание уделено пересечению христианских и языческих представлений, сложившихся в ходе христианизации руси и славян и последующий период двоеверия. Таким образом, наша цель – в меру сил и возможностей упорядочить разрозненные представления о богах и богинях наших предков. Естественно, мы не претендуем и не можем претендовать на полный охват Задолго до выхода на мировую политическую арену так называемых мировых религий наши предки верили в живой Мир и его Силы. Люди почитали Силы богами и давали им имена. Но Солнце, Небо, Вода, Земля, как их ни назови, пребывают неизменны. Язычники всего мира, по большому счёту, чествуют одних и тех же богов. Да, под разными именами, да, по-разному, но – от души. Судя по тому, что человечество до сих пор живо, – любо богам такое разнообразие! Эта книга рассказывает о том, как могли представлять себе богов славяне, обращая особое внимание на сходства и связи с аналогичными представлениями их ближайших родичей по индоевропейской языковой группе и соседей по территории обитания. Мы развиваем свои поиски в направлениях, обозначенных в предыдущем исследовании «Боги славянского и русского язычества. Общие представления» (Гаврилов, Ермаков, 2009), отдавая – ещё раз подчеркнём! – себе отчёт в том, что всё многообразие нашей древнейшей мифологии этой темой не исчерпывается. Впрочем, тот, кто нашёл время ознакомиться с нашей прошлой книгой на эту тему здесь найдёт вдвое больше интересного и неожиданного. Наш методологический подход изложен в первом разделе этого издания, и отчасти опробован авторами также в ранее опубликованных статьях, книгах «Боги славян. Язычество. Традиция» (Гаврилов, Наговицын, 2002) и «НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян» (Гаврилов, 2006a), «Тропою забытого волшебства» (Ермаков, 2005) и прочих. Вместе с тем многое в нём изменяется, поскольку речь идёт в первую очередь об исследовательской работе. Также и мы по мере сил и возможностей стараемся учесть и допущенные нами прежде ошибки. В своих разысканиях мы опираемся преимущественно на доказательные первоисточники, признавая таковыми средневековые рукописи, некоторые академические научные труды, данные археологии и этнографии и т. п. При необходимости спорность ряда свидетельств оговаривается нами особо, также мы указываем случаи, когда мы, авторы, не сходимся в путях решения тех или иных задач. Такое тоже случается. Это вполне естественно и, скорее, было бы странно умалчивать о подобных разногласиях. По прошествии времени – при значительно более пристальном рассмотрении материала, касающегося традиционной культуры в целом и отдельно нематериального культурного наследия – расширяется круг знания. Но это расширение с неизбежностью увеличивает и круг нашего незнания о том же предмете. Собственно, того же – по примеру греческого мудреца – мы и желаем и нашим читателям. Изменение взглядов и подходов, порою достаточно резкое, для исследователя (не фанатика, а человека, который стремится честно делать своё дело) представляется нам чем-то вполне естественным. Мы не раз подчёркивали, что в наш электронный век плод непростого труда, полноценная бумажная публикация зачастую попадает в Интернет против воли авторов и с нарушением их прав. Это создаёт порою превратное впечатление о динамике их взглядов и представлений. Но ещё печальнее, что порою общедоступные Интернет-тексты вновь попадают в печать – нередко уже под другими именами. И это называется плагиатом. Увы, нам приходилось не раз сталкиваться с подобным на собственном опыте, и поэтому мы особенно обращаем внимание именно на изменения во взглядах. В конечном счёте, мы не сотворяем «веды» и священные писания для новоявленных сект. Мы ставим вопросы и находим, как кажется, ответы на некоторые из них. Однако очень грустно, когда по собственным неизбежным в ходе такого поиска ошибкам потом ловишь за руку если и не злонамеренного плагиатора, то ленящегося самостоятельно думать и мало что смыслящего в предмете сочинителя с громким славянским именем или вполне гражданским ФИО. И очень сложно подчас объяснить широкому кругу пользователей электронных информационных ресурсов (в одной России это уже тридцать миллионов потенциальных читателей), как, почему и в какую сторону изменился взгляд авторов по прошествии лет, и в связи с чем. Они искренне недоумевают от сегодняшнего мнения авторов по поводу тех или иных вопросов в области Традиции, привыкая к некогда, много лет назад нами высказанному и растиражированному недалёкими энтузиастами. Всё течёт, всё меняется, меняемся и мы! В заключение этого короткого предисловия хотелось бы поблагодарить за советы, идеи и всегдашнюю готовность помочь: кандидата исторических наук, доцента А. С. Клемешова (МГОУ (областного)), кандидата филологических наук, доцента О. О. Столярова (МГОУ), кандидата философских наук, доцента Ю. Н. Першина (философский ф-т ОмГУ) и других коллег по Научно-исследовательскому обществу «Северный ветер», первых читателей и первых строгих критиков этой и других рукописей. Содержание От авторов Вхождение в тему Понятие о богах как Единых Мировых Силах Архетипы Юнга и универсалии мифологического мышления О функциях богов и методе аналогий Об «универсализме» и временности пантеонов. Подходы к реконструкции Старый бог у славян, их родственников и соседей Стрибог Равен ли бог Род Единому Творцу? Род «на воздусех» и род на Белом Свете Славянский Сатурн. Сытивратъ и/или Крът Финно-карельские воззрения на Старого Бога. Укко Основные функции Старого Бога Атрибутика и современное почитание Старого Бога Свентовит и/или Белобог против Чернобога Ныя – одно из имён чёрного бога Основные функции Белобога и Чернобога Велес – навий бог О статусе бога Велеса в свете балто-славянской мифологемы сотворения мира Трикстер – тоже бог Пастырь дикого мира Свидетель справедливости Хозяин сокрытого Русский бог Основные функции Велеса Отец-Небо и Мать-Земля Дый/Дивъ. Дивия/Дива Семейство Сварога Балтские «коллеги» Сварога Солнце-царь Даж(д)ьбог, сын Сварогов Параллели с Гефестом и Тваштаром Огонь Сварожич Радегаст Сварожич Подага – подательница или поджигательница? Хорс – бог солнечного диска. Солнце против Месяца Купало и Коляда Громовержец, боги войны и произрастания Перун Славянский Марс – Яровит и другие божества западных славян. Руевит, Поревит, Турупит (Поренут), Порвата Прове – бог законности, однако не Перун О соотношении Ящера и Перуна Илья-пророк – наследник Перуна Об основных функциях Перуна Ярило. Литературный персонаж, мечтания и действительность Триглав или Тригла? Троян и Траян Парные богини и божества славян Рожаницы, мать и дочь? Лада и Леля. А был ли Лад? Желя и Карна Жива и Марена Летница и Девана Матушка Мокошь. От Гекаты до Бабы Яги Основные функции Макоши Пантеон и звёздное небо Неделя в именах планет или языческих богов? О других астрономических представлениях древних славян Заключение от авторов Источники (список литературы) Список упоминающихся богов и богинь Об авторах |
Автор: | YARA [ 16-02, 00:34 ] |
Заголовок сообщения: | |
Мои поздравления, Иггельд. |
Автор: | ЮPИЙ [ 16-02, 07:09 ] |
Заголовок сообщения: | |
И про доказательные первоисточники - нормально. Поздравляю! Это в любом случае полезное дело. |
Автор: | Иггельд [ 16-02, 20:55 ] |
Заголовок сообщения: | |
Спасибо за поздравления! Хотя, когда внимательно проглядел авторский экземпляр, моей радости поубавилось. В частности, очень ценная и редкая цитата из летописи о балтском боге-кузнеце Телявеле из-за неправильного макета и съехавших символов в шрифтах погублена. И ещё по мелочи набралось. Но даже при всех недочётах у "Вече" хорошая система распространения, и 4000 тиража разлетятся быстро. |
Автор: | Майя [ 17-02, 02:32 ] |
Заголовок сообщения: | |
А что, не Ермаков макет делал? |
Автор: | Иггельд [ 20-04, 18:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Древние боги славян (М., "Вече", 2011, 2014, 2016) |
В третий раз с 2011 года московским издательством "Вече" переиздана книга "Древние боги славян" (авт. Д.А. Гаврилов и С.Э. Ермаков). Авторы обращают внимание на то, что этот третий 2016 года вариант наилучший по полиграфическим качествам, в сравнении с ранее выпущенными. Однако при покупке книги через электронные магазины, у кого ещё нет, стоит обратить внимание именно на год выпуска (ISBN 978-5-4444-5021-5), иначе пришлют старый вариант издания на газетной бумаге. Текстуально разночтений с предыдущими версиями нет, и авторы сожалеют, что им в очередной раз не предоставилось возможности включить в текст новые находки и мнения. http://www.labirint.ru/books/457568/ |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |